Понятие профессиональное мастерство. Профессиональное мастерство юриста и его психологические составляющие. Гуманизм и демократизм общения

Понятие профессиональное мастерство. Профессиональное мастерство юриста и его психологические составляющие. Гуманизм и демократизм общения

УДК 378 Л. А. ФЕДЬКО

МАСТЕРСТВО И ПРОФЕССИОНАЛИЗМ КАК ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ЗРЕЛОСТИ СПЕЦИАЛИСТА

Понятие «профессиональное мастерство» отражает не только высокую степень развития профессиональных умений, но и определенную организацию психических возможностей личности.

Три компонента: профессионализм знаний, общения, самосовершенствования обеспечивают полноценную и эффективную профессиональную деятельность, а следовательно, и мастерство. В статье представлены некоторые компоненты профессионального мастерства специалиста в области международных отношений.

Ключевые слова: мастерство, профессионализм, компетентность, знания, общение, саморазвитие, специалист, область международных отношений.

Mastership and professionalism as the principal indicators of the expert’s development. LUDMILA A. FED’KO (Far Eastern State Technical University, Vladivostok).

The idea of mastership reflects not only high degree of an expert’s professional skills but also a definite organization of a person’s mental abilities. The structure of mastership as a whole has three components: professionalism of knowledge, professionalism of communication and professionalism of self-development. The article presents some components of the mastership of an expert in the sphere of international relations.

Key words: mastership, professionalism, competence, knowledge, communication, self-development, mental abilities, person, expert, sphere of international relations.

Продуктивность трудовой деятельности зависит не только от личностных качеств научно-теоретической подготовки специалиста, но, главное, от его владения профессиональным мастерством. К мастерству надо стремиться в любой деятельности. По мнению И.П. Андриади, мастерство - это искусство, которое выражается в высоком уровне профессионализма, синтезе духовной и интеллектуальной культуры и профессиональной реализации знаний в практической деятельности, а мастер - это специалист, достигший высокого искусства в своем деле .

Исследователи Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, Г.И. Ми-халевская и др. считают, что мастерство - это не просто сумма необходимых умений. Это умение решать проблемы способами и методами, подходящими к данным условиям и в данное время. Самое важное в творчестве мастера - то, что он в совершенстве может анализировать, обобщать, а главное - делать выводы из опыта своего и коллег. Мастер предугадывает трудности и стремится их предотвратить. Он видит профессиональные задачи в диалектическом единстве с другими и принимает решения с «дальним прицелом». Обогащает мастерство такт, интуиция, способность к экспромту. Мобильность знаний, гибкость в использовании профессиональных навыков и умений является основанием профессионального творчества .

По мнению Н.В. Кузьминой, можно творить, создавая нечто новое, генерировать идеи, но о творчестве возможно говорить и в том случае, если новое есть отражение новых связей и комбинаций уже известного. В творчестве выражаются ценностные приоритеты специалиста, индивидуальная особенность его интересов. Продуктом творчества являются решения текущих профессиональных задач, рационализаторские предложения, изобретения, служащие развитию как производства, так и самого человека .

Мастерство и профессионализм являются основными показателями зрелости специалиста. Одни исследователи отождествляют эти понятия, считают их синонимами. Другие полагают, что профессионализм - это определенный уровень сформированности мастерства. Третьи ставят его в один ряд с понятиями самообразование и самовоспитание.

Е.А. Климов отмечает, что идею профессионализма нельзя сводить только к представлению о высоком уровне умелости, это не просто некий уровень знаний, умений и результатов деятельности, но и определенная системная организация сознания психики человека, которая включает: свойства человека как целого (личности, субъекта деятельности), практические и гностические умения, информативность, знания, культуру профессионала, психодинамику .

ФЕДЬКО Людмила Александровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков Дальневосточного государственного технического университета, Владивосток.

© ФеДьКО Людмила Александровна, 2008.

Вопросам изучения сущности и особенностей профессионализма в целом посвящены исследования Б.Г. Ананьева, И. Д. Багаевой, А.А. Бодалева, К.М. Гуревича, С.И. Ивановой, Е.А. Климова, В. А. Кедрова, Н.В. Кузьминой, А.И. Крымской, А.К. Марковой, В.С. Мерлина, В. Д. Шадрикова и др.

В структуре профессионального мастерства исследователи выделяют три составляющих его компонента: профессионализм знаний - основание, базис формирования профессионализма в целом, профессионализм общения - готовность и умение использовать систему знаний на практике, установку на будущую деятельность, профессионализм самосовершенствования -компонент, обеспечивающий динамичность, развитие профессионализма будущего специалиста посредством самооценки и оперативного устранения обнаруживаемых личных недостатков и пробелов в знаниях.

Профессия (лат. рт^еББю) определяется как постоянная специальность: род деятельности, занятий, служащий источником существования. В современном обществе это род деятельности, требующий специальных знаний и умений, специального образования. По замечанию Н.В. Кузьминой, сложившаяся профессия - это объективная реальность, связанная с наличием в обществе квалифицированных людей, умеющих продуктивно решать какие-то особые классы задач, рассчитанные на удовлетворение потребностей общества .

Любой специалист действует в условиях профессиональных норм и правил, которые можно рассматривать как систему ограничений и предписаний. В связи с этим каждый специалист находится перед выбором: что в его деятельности главное, а что второстепенное

Соблюдение ли норм и правил, его ли собственная карьера, престиж в глазах начальства, коллег.

Профессиональные нормы (по И.П. Андриади)

Это исторически сложившиеся стандарты профессионального поведения и деятельности, но в то же время они в большей мере отражают историческую действительность, а любая объективная реальность имеет субъективное отражение в сознании конкретного специалиста . А.Н. Леонтьев подчеркивает, что субъект деятельности вполне может понимать объективное положение ситуации, но в его отношение к ней вклиниваются личностные смыслы, которые в конце концов и управляют его поведением (цит. по ).

В психологии термин «личность» обозначает человеческий индивид как субъект отношений и сознательной деятельности или устойчивую систему социально-значимых черт, характеризующих индивида как человека того или иного общества или общности . Под личностью подразумевается некоторое ядро, интегрирующее начало, связывающее воедино различные психические процессы индивида и сообщающее его поведению необходимую последовательность и устойчивость .

Личность вносит свой вклад в развитие и функционирование общества прежде всего выполняя свою профессиональную роль, которую она выбирает самостоятельно, причем каждая профессия предъявляет

свои требования к личности и деятельности специалиста .

Готовность к труду определяется средствами ценностного отношением к нему, развитием способностей, умелостью (или основами профессионального мастерства), целенаправленностью развития .

Для определения уровня профессионализма исследователи предлагают следующие группы критериев.

1. Объективные - насколько человек соответствует требованиям профессии и какой вклад вносит в социальную политику.

2. Субъективные - насколько профессия соответствует требованиям человека, его мотивам, склонностям; удовлетворенность своим трудом.

3. Результативные - достигает ли человек результатов, необходимых сегодня обществу.

4. Профессиональные - использует ли человек социально приемлемые способы, приемы, технологии.

5. Нормативные - усвоил ли человек нормы, правила, эталоны профессии и умеет ли мастерски воспроизводить их на высоком уровне.

6. Индивидуально-вариативные - стремится ли человек индивидуализировать свой труд, реализовать в нем личные потребности, проявить самобытность, развить себя средствами профессии.

7. Наличного уровня - достиг ли человек достаточно высокого уровня профессионализма.

8. Прогностические - имеет и ищет ли человек перспективы роста, зону ближайшего профессионального развития.

9. Профессиональной обучаемости - готов ли человек к принятию опыта других людей, проявляет ли профессиональную открытость.

10. Творческие - стремится ли человек выйти за пределы своей профессии, преобразовать ее опыт, обогатить профессию личным творческим вкладом.

11. Социальной активности и конкурентоспособности - умеет ли человек заинтересовать общество результатами своего труда, привлечь внимание к насущным потребностям профессии, сохраняя при этом внутренний контроль с поиском причин низкой эффективности внутри самой профессии и деятельности.

12. Профессиональной приверженности - умеет ли человек соблюдать честь и достоинство профессии, видеть ее специфический неповторимый вклад в общество.

13. Качественные и количественные - для всякого специалиста важна оценка его профессионализма по обоим показателям для сопоставления, сравнения .

Мастерство как искусство создавать и воплощать результаты профессионального и жизненного опыта, преломленное через неповторимость творческой индивидуальности, отражается в профессионализме, основой которого является компетентность. Согласно словарю С. И. Ожегова, это понятие определяется как «осведомленный, авторитетный в какой-либо области» . Эти свойства позволяют личности продуктивно решать профессиональные задачи.

Рассматривая структуру профессионального мастерства, Е.А. Климов, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова,

Мастерство и профессионализм как основные показатели.

Л.А. ФЕДЬКО

Г.И. Хозяинов и др. особое значение придают общим и профессиональным знаниям. Причем вторые, по их мнению, предполагают знания общие и специфические. Общие профессиональные знания, умения и навыки -это умения специалиста анализировать ситуацию, конструировать и организовывать свою деятельность. Однако по мнению Н.В. Кузьминой, способность к анализу, синтезу, абстракции, обобщению, переносу, т.е. профессиональному мышлению, нужны в любой деятельности

Профессиональной и непрофессиональной.

Профессиональное мышление состоит в умении применять специальные знания при решении профессиональной задачи в новой ситуации. Это невозможно без развитой коммуникативной компетентности, эрудированности и знания требований, предъявляемых к специалисту государством и обществом, знания цели своей деятельности, путей и средств ее достижения, методов исследования, технологии их применения.

Производственный процесс осуществляют люди, одновременно решающие многочисленные технические, технологические, организационные задачи. Поэтому совершенствовать их деятельность можно только обучая профессионализму мышления и антиципации.

Мышление и речь под влиянием овладения теорией профессиональной деятельности и применения ее на практике, при решении профессиональных задач приобретают профессиональную направленность .

В целостной системе деятельности современного специалиста существенную роль играет профессионализм общения, являющийся основой эффективного взаимодействия и достижения общей цели. Многие исследователи рассматривают общение как информационный процесс. Л.С. Выготский подчеркивает, что понимание речи человеком «есть нечто большее, чем выполнение реакции по звуковому сигналу и представляет собой не примитивную реакцию, а активную форму проявления личности» .

В субъект-субъектной схеме межличностного общения справедливо отмечается взаимная активность его участников. Но далеко не каждый субъект видит в другом партнера, а не объект, который можно «с пользой» применить для достижения своих целей .

Различные подходы к определению структуры общения выделяют коммуникативную, интерактивную и перцептивную стороны общения. Коммуникативная представляет собой обмен информацией между общающимися индивидами. Содержание, заключенное в сообщении, несет в себе не только ценности и эмоции, но и субъективизированные знания. Интерактивная состоит в организации взаимодействия между общающимися индивидами, т.е. в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями. Перцептивная означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания .

Полноценная и эффективная профессиональная деятельность, а следовательно, профессиональное мастерство невозможны без взаимопонимания с окружающими, которое основывается на расположении,

своеобразной «повернутости» к людям. Искренность и доброжелательность - залог успешного общения, а техника и приемы взаимодействия позволяют быть лучше понятыми.

В настоящее время перед высшей школой России -важнейшим звеном системы народного образования -стоит актуальная задача совершенствования подготовки специалистов высшей квалификации, способных на высоком уровне реализовать поставленные перед ними профессиональные задачи и отвечать за результаты их решения. К их числу относят и специалистов в области международных отношений. Анализ специальной литературы позволяет отметить, что их деятельность полифункциональна и специфична: она осуществляется в иноязычной среде и предъявляет повышенные требования к личностным свойствам. Специалист в области международных отношений - это человек, обладающий совокупностью мировоззренческих свойств личности, интеллектуально-мыслительных и психологических знаний, которые определяются понятием «дипломатия» и отражаются в его профессиональной деятельности.

Дипломатия - это средство проведения внешней политики государства, представляющее собой совокупность невоенных практических мероприятий, приемов и методов, применяемых с учетом конкретных условий и характера решаемых задач: официальная деятельность глав государств и правительств, министров иностранных дел, ведомств иностранных дел, дипломатических представительств за рубежом, делегаций и международных конференций по осуществлению целей и задач внешней политики, защите прав и интересов государства, его учреждений и граждан за границей. С понятием «дипломатия» связывают искусство ведения переговоров в целях предотвращения или урегулирования международных конфликтов, поиск компромиссов и взаимно приемлемых решений, а также расширение международного сотрудничества .

Личность специалиста в области международных отношений была и остается одной из важных переменных при анализе внешней политики. Дипломат должен обладать авторитетом, который дает силу, проистекающую из его личностных качеств. Влияние личности политика на принятие решений опосредуется рядом обстоятельств и оказывается более выраженным не в обыденной, а в экстраординарной или кризисной ситуации.

В структуре такой личности исследователи выделяют следующие группы свойств:

Мировоззренческие, к которым относятся отношения к общепризнанным социальным ценностям; правовое сознание, включая отношение к праву, закону, государству; этические и моральные нормативы, в том числе чувство верности, чести, собственного достоинства;

Интеллектуально-мыслительные - общие профессиональные знания, способность решать типовые и нестандартные мыслительные задачи, обучаемость, наблюдательность, умение сконцентрироваться на

предмете познания, воспринимать информацию в процессе коммуникации и т.д.;

Психологические: развитость воли, отношение комфортности и нонкомфортности, психологическая восприимчивость (эмпатия), коммуникативность, самооценка, терпение и т.д.

Разрабатывая модель современного специалиста,

A.Е. Жалинский, В. Л. Исраэлян и др. исследователи включают общие и специфические (специализированные) требования и показатели:

Политическая зрелость, принципиальность, правильное понимание своего общественного и государственного долга;

Высокая общая культура, всесторонняя духовная и интеллектуальная развитость;

Высокий, притом «специализированный», нравственный уровень - подчинение профессиональной деятельности ряду этических норм, таких как честность, уважительное отношение к людям, внимание к ним и т. д.;

Надлежащая общая профессиональная культура, развитое профессиональное мышление;

Глубокое знание международного права и практика его применения;

Общепрофессиональные практические навыки -умения (навыки исследования фактов, нахождения, толкования и составления нормативных документов, устных выступлений по профессиональным вопросам и т.д.);

Общекоммуникативные и организационные качества, навыки работы с людьми, знание их психологии;

Навыки научно-исследовательской работы;

Качества общественного деятеля, в частности, навыки публичных выступлений .

Специалист данного профиля, как подчеркивает

B. Л. Исраэлян, должен быть отличным психологом, который может просчитывать действия. Немаловажную роль играют его аналитические способности. Обладая гибким умом, каждую конкретную ситуацию специалист в области международных отношений должен пропустить через «сердце и душу», интуитивно предугадывать возможные результаты, находить подход ко всем людям, уметь их убеждать .

Я. Нергеш, В.И. Попов и др. отмечают, что иногда истоки конфликта лежат не в сфере реальности, а в восприятии его участников. Подозрения, основанные на традиционном недоверии и предубеждениях, заставляют участников конфликта воспринимать действия друг друга как угрозу, даже когда это не так. Часто случается, стороны неверно считают, что их цели несовместны. В такой ситуации путь к разрешению проблемы - разъяснение цели и намерений сторон. Стратегия разрешения конфликта направлена прежде всего на изменение политики конфликтующих сторон по отношению к друг другу и лежащего в ее основе восприятия . Именно поэтому в целостной системе профессионализма деятельности специалиста в области международных отношений существенную роль играет профессионализм общения.

Итак, понятия «мастерство» и «профессионализм» взаимосвязаны. Слагаемые мастерства - профессионализм знаний, общения, самосовершенствования. Профессиональное мастерство как свойство личности отражает ее духовно-нравственную и интеллектуальную готовность к творческому осмыслению социально-культурных ценностей общества.

Профессиональное мастерство специалиста в области международных отношений - это совокупность мировоззренческих свойств личности, интеллектуально-мыслительных и психологических знаний, умений и навыков, обеспечивающих успешность и оптимальный результат во внешнеполитической стратегии, тактике, соответствующих дипломатических актах, взаимном обмене информацией, подготовке и заключении договоров, мирном разрешении спорных вопросов и конфликтов, возникающих между государствами.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Андриади И.П. Основы педагогического мастерства. М.: Академия, 1999. 160 с.

3. Введение в теорию международных отношений и анализ внешней политики: учеб. пособие / Н.А. Ломагин, В.Е. Кузнецов, А. В. Лисовский и др. СПб.: Сентябрь, 2001. 166 с.

4. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. Мышление и речь. Проблема психологического развития ребенка / под ред. А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия. М.: АПН РСФСР, 1956. 519 с.

5. Жалинский А.Е. Профессиональная деятельность юриста. Введение в специальность: учеб. пособие. М.: БЕК, 1997. 330 с.

6. Исраэлян В.Л. Дипломаты лицом к лицу. М., 1990. 351 с.

7. Климов Е.А. Психология профессионала. Москва: Инт практической психологии; Воронеж: МОДЭК, 1996. 400 с.

8. Кузьмина Н.В. Профессионализм деятельности преподавателя и мастера производственного обучения профтехучилища. М.: Высш. шк., 1989. 168 с.

9. Кузьмина Н. В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М.: Высш. шк., 1990. 117 с.

10. Ломов В.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984. 443 с.

11. Маркова А.К. Психология профессионализма. М., 1996. 308 с.

12. Методические и методологические проблемы. Вып. 5. СПб.: СПб. акмеологическая академия, 2000. 316 с.

13. Михалевская Г.И. Основы профессиональной педагогической грамотности. СПб.: ЭГО, 2001. 292 с.

14. Нергеш Я. Поле битвы - стол переговоров. М.: Между-нар. отношения, 1989. 264 с.

15. Ожегов С.И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М.: Азъ, 1994. 907 с.

16. Попов В. И. Современная дипломатия: теория и практика: курс лекций. Ч. 1. Дипломатия - наука и искусство / ДА МИД РФ. М.: Науч. книга, 2000. 576 с.

17. Психологический словарь / под ред. В.П. Зинченко, Б.Б. Мещерякова. М.: Педагогика, 1999. 440 с.

18. Психология, акмеология, педагогика - образовательной практике / под ред. А.А. Крылова, В. А. Якунина. СПб.: Изд-во СПб. ун-та. 2001. 264 с.

мастерство обучение педагогический

Основы педагогического мастерства, реализуемые в деятельности, это уже проявление профессионализма. Но судить о его уровне можно по тому, как решаются педагогические задачи и, в конечном счете, какие результаты будут достигнуты. Определение уровня педагогического мастерства невозможно без установления его показателей и формулировки критериев.

В зависимости от результатов можно выделить четыре уровня мастерства: Настольная книга преподавателя / Авт.- сост. И.Н.Кузнецов. - Минск: Современное слово, 2005. С.346-347.

1) репродуктивный (педагог умеет пересказать другим то, что знает сам, и так, как знает сам);

2) адаптивный (педагог умеет не только передать информацию, но и трансформировать ее применительно к особенностям объекта, с которым имеет дело);

3) локально моделирующий (педагог умеет не только передавать и трансформировать информацию, но и моделировать систему знаний по отдельным вопросам);

4) системно моделирующий знания (педагог умеет моделировать систему деятельности, формирующую систему знаний по своему предмету).

Определение уровня педагогического мастерства невозможно без установления его показателей и формулировки критериев. По показателям педагогического мастерства можно судить об его уровне.

Показатели педагогического мастерства-то, по чему можно судить об его уровне.

Критерии педагогического мастерства - его отличительные признаки, которые могут быть использованы как мерило оценки педагогического мастерства.

Критерии обучающей деятельности педагога должны быть связаны с самыми главными компонентами учебного процесса, т.е. с компонентами дидактического базиса. Задача заключается в том, чтобы выделить наиболее существенное, что отражается в обучающей деятельности педагога в связи с каждым компонентом дидактического базиса. Это существенное и будет тем отличительным признаком, который можно использовать как одно из мерил оценки мастерства педагога. Очень важно, что в совокупности эти критерии позволяют осуществить всестороннюю оценку обучающей деятельности педагога. Таким образом, перечисленные критерии являются необходимыми и в то же время достаточными, чтобы определить уровень обучающей деятельности педагога.

Выделяют пять критериев обучающей деятельности педагога. Оценка по 10-балльной шкале каждого из них дает 5 показателей, которые могут быть объединены в обобщенный функциональный показатель педагогического мастерства.

Комплексный показатель мастерства педагога охватывает обобщенный функциональный показатель и обобщенный результативно-личностный показатель.

Обобщенный функциональный показатель представляет собой сумму баллов по пяти критериям: владение содержанием и дидактическая его организация; организация и осуществление деятельности педагога; организация деятельности учащихся; стимулирование и мотивация личности учащегося; структурно-композиционное построение учебного занятия.

Оценка по каждому критерию производится по 10-балльной шкале.

1) Владение содержанием и дидактическая его организация:

1. Владение содержанием образования (знание содержания и применение его на практике).

2. Научность содержания, его новизна и использование результатов своих исследований.

3. Доступность содержания.

4. Развивающий и воспитывающий характер содержания.

5. Отбор оптимального по объему содержания и выделение в нем главного, существенного.

6. Опора на известное (актуализация прежних знаний), связь нового материала с ранее изученным.

7. Установление внутрипредметных и межпредметных связей.

8. Сочетание абстрактного и конкретного в содержании.

9. Разнообразие средств передачи содержания.

10. Ориентация содержания на формирование системы знаний, умений, навыков.

2) Организация и осуществление обучающей деятельности педагога:

1. Владение всеми видами обучающей деятельности и их сочетание.

2. Ориентация обучающей деятельности педагога на организацию познавательной деятельности обучаемых.

3. Проявление конструктивных, гностических, организационных и коммуникативных умений.

4. Педагогическая техника (речь, жесты, установление контакта с аудиторией, форма и структура предъявления информации, техника применения средств обучения, умение рассредоточить внимание на всю аудиторию, внимание к отвечающему, умение выслушать и т.д.).

5. Научная организация педагогического труда.

6. Выбор оптимальных форм, методов, средств обучения и характера руководства учебной работой обучающихся на каждом этапе учебного занятия.

7. Педагогический такт. Умение владеть собой, своим настроением.

8. Умение осуществлять перестройку своей деятельности. Импровизация.

9. Творческое отношение к деятельности. Творческое использование опыта преподавателей. Собственные педагогические находки.

10. Использование в педагогической деятельности личностных качеств и возможностей. Индивидуальный стиль педагогической деятельности.

3) Организация учебной деятельности обучаемых:

1. Четкая формулировка цели, постановка задач доведение их до обучаемых.

2. Построение обучения как системы организации учебной деятельности обучаемых на разных этапах учебного занятия. Выбор наиболее рациональных видов деятельности обучаемых по овладению учебным материалом.

3. Выбор методов учения в соответствии с поставленными задачами, содержанием и возможностями обучаемых.

4. Система организации самостоятельной аудиторной и внеаудиторной учебной деятельности, формирование познавательной самостоятельности.

5. Учет индивидуальных особенностей и возможностей обучаемых. Индивидуализация и дифференциация в организации учебной деятельности.

6. Сочетание индивидуальной, групповой и коллективной форм деятельности обучающихся.

7. Обучение приемам познавательной деятельности. Воспитание культуры труда обучающихся.

8. Разнообразие средств организации учебной деятельности.

9. Учет трудностей, встречающихся при усвоении содержания, и дидактическая подготовленность к их преодолению.

10. Оперативная корректировка учебной деятельности.

4) Педагогическое стимулирование и мотивация учебной деятельности обучаемых:

1. Использование возможностей педагогического воздействия на личность обучаемого компонентов учебного процесса (личности педагога, содержания образования, форм, методов, средств обучения).

2. Формирование мотивов учения.

3. Применение методов стимулирования учебной деятельности (педагогическое требование, поощрение, наказание, соревнование, общественное мнение).

4. Формирование познавательного интереса.

5. Сочетание контроля и самоконтроля в процессе обучения как стимулирующего воздействия.

6. Сочетание требовательности и уважения к личности обучаемого. Опора на положительные качества и особенности обучаемого.

7. Микроклимат. Взаимоотношения педагога с обучаемыми, стиль общения и руководства в процессе обучения.

8. Формирование долга и ответственности в учении.

9. Воспитание творческого отношения к учебному труду.

10. Профессиональная ориентация и формирование профессиональной направленности личности в обучении.

5) Структурно-композиционное построение учебного занятия:

1. Выполнение основных функций педагогом в процессе обучения (комплексное решение задач образования, воспитания и развития).

8. Выбор наиболее целесообразной структуры учебного занятия в соответствии с решаемыми задачами и особенностями учебного материала.

3. Целенаправленная взаимосвязь и взаимодействие основных компонентов учебного процесса (педагог - обучаемые - содержание).

4. Выбор средств осуществления педагогической коммуникации (формы, методы, средства обучения, методы педагогического стимулирования и мотивации). Целесообразность их использования в соответствии с поставленной целью и содержанием учебного занятия.

5. Четкость, логичность перехода от этапа к этапу, соединение звеньев учебного процесса между собой.

6. Рациональное распределение времени между этапами учебного занятия. Выбор подходящего темпа обучения, устранение непроизводительных затрат времени.

7. Оперативная корректировка учебного занятия.

8. Повышение информативности обучения (увеличение объема знаний, усваиваемых за одно и то же время).

9. Создание оптимальных условий для обучения.

10. Подведение итогов учебного занятия и ориентация на осуществление самостоятельной работы.

Обобщенный результативно-личностный показатель связан с результатами профессиональной деятельности, относящимися как к учащимся, так и к педагогу. Он охватывает: успешность обучения; комплексное решение задач образования, воспитания и развития учащихся; степень перевода обучаемого с уровня «объект обучения и воспитания» на уровень «субъект обучения и воспитания»; совершенствование своей профессиональной деятельности; профессионально-педагогическую и социальную значимость личности педагога. В этих показателях отражаются те положительные изменения, которые происходят при овладении учащимися основами наук, определенными познавательными, интеллектуальными, практическими компетенциями. Раскроем эти критерии через первичные показатели:

1. Успешность обучения: формирует у учащихся интерес к своему предмету; добивается прочных и глубоких знаний; формирует прочные навыки и умения; учит применять знания, навыки, умения; формирует систему знания, навыков, умений.

2. Комплексное решение задач образования, воспитания развития обучаемых: учит преодолевать трудности, проявлять настойчивость и волевые усилия в решении задач образования, воспитания, развития; формирует научное мировоззрение; формирует коллектив и личностные качества обучаемых; развивает способности и воспитывает творческое отношение к учебному труду; формирует ответственность за результаты учебной деятельности и поведение.

3. Степень перевода обучаемого с уровня «объект обучения и воспитания» на уровень «субъект обучения и воспитания»: обучает приемам учебной деятельности; формирует познавательную самостоятельность; формирует мотивы обучения; прививает умения и навыки самообразования и самовоспитания; формирует активную жизненную позицию и потребность в самовоспитании и самообразовании.

4. Совершенствование профессиональной деятельности: постоянно совершенствует знания, навыки, умения; постоянно ведет поиск нового в работе, проявляет творчество; изучает опыт других педагогов; анализирует и обобщает личный опыт работы; ответственно относится к деятельности и ее результатам.

5. Профессионально-педагогическая и социальная значимость личности педагога: сформированность профессионально значимых личностных качеств и ценностных ориентаций и отношений; авторитет среди педагогов; авторитет среди обучаемых; активно участвует в общественной работе; опыт данного педагога используется другими.

При оценке результатов профессиональной деятельности педагога могут быть использованы такие баллы: 2 - выражено ярко, 1 - имеет место, 0 - отсутствует.

Критерии обучающей деятельности позволяют оценить функциональный аспект деятельности педагога в обучении. Результативно-личностные показатели также связаны с основными компонентами учебного процесса. С обучаемыми, их учебной деятельностью и системно-структурным объединением компонентов связаны: успешность обучения, комплексное решение задач образования, воспитания, развития обучаемых, степень перевода обучаемого с уровня «объект обучения и воспитания» на уровень «субъект обучения и воспитания».

Таким образом, эти результативно-личностные показатели охватывают все компоненты дидактического базиса, а через них может быть и прослежена взаимосвязь со всеми компонентами дидактической надстройки. Они являются отражением влияния всех компонентов учебного процесса на конечный результат профессиональной деятельности педагога.

Максимальное количество баллов по функциональному аспекту - 50, по результативно-личностному - 50. Максимальный комплексный показатель 100 баллов. Используя его, выделим уровни профессиональной деятельности, уровни обучающей деятельности педагога (функциональный аспект), уровни по результативно-личностному аспекту.

Таким образом, перечисленные показатели и критерии являются необходимыми и в то же время достаточными, чтобы определить уровень мастерства педагога.

Вопросы для рассмотрения:

    Обоснование понятия «профессионализм педагога».

    Структура и содержание профессионального мастерства педагога.

    Психологические механизмы профессионально-личностного развития.

    Этапы профессионального становления личности.

    Модели труда преподавателя: профессиональное развитие и адаптация.

Литература:

          Андриади, И.П. Основы педагогического мастерства: Учебное пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / И.П.Андриади. – М., 1999. – 160 с.

    Деркач, А.А. Акмеологические основы развития профессионала / А.А.Деркач. – М., 2004. – 752 с.

    Педагогика профессионального образования: Учеб. по­собие для студ. высш. учеб. заведений / Е.П. Белозерцев, А.Д. Гонеев, А.Г. Пашков и др.; Под ред. В. А. Сластёнина. - 2-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 368 с.

    Климов, Е.А. Педагогический труд: психологические составляющие: Учебное пособие / Е.А.Климов. – М.: Издательство Московского университета; Издательский центр «Академия», 2004. – 240 с.

    Митина, Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений, обучающихся по спец. 031000 – Педагогика и психология / Л.М.Митина. – М., 2004. – 318 с.

    Никитина, Н.Н. Основы профессионально-педагогической деятельности: Учебное пособие / Н.Н.Никитина, О.М.Железнякова, М.А.Петухов. – М., 2002. - 288 с.

    Смирнов, С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / С.Д.Смирнов. – М., 2003. – 304 с.

1. Обоснование понятия «профессионализм педагога»

Профессиональная деятельность педагога специфична тем, что объектом его труда является психика другого человека, являющегося активным со­участником педагогического процесса, обладающего своими целями, мотивами, своей логикой поведения, а также находя­щегося в процессе становления и развития.

Цели и задачи в труде педагога разнообразны и варьируют от глобальных це­лей, заданных социальным заказом общества, до конкретных и оперативных, определяемых возможностями контингента уча­щихся; педагогические задачи всегда нестандартны и требуют от педагога творческого подхода.

Способы деятельности в тру­де педагога включены в контекст высоконормативного соци­ального поведения педагога, определяемого системой этичес­ких норм. Главным результатом труда педагога является нали­чие позитивных качественных изменений в психическом (умственном, личностном) развитии учащихся: в обеспечении знаний, умений и навыков, соответствующих образовательным стандартам, принятым в обществе; в формировании качеств личности, необходимых для активной жизнедеятельности в об­ществе.

Педагогическая деятельность полифункциональна и включа­ет много различных видов, направлений деятельности: обучаю­щая, развивающая, воспитательная, диагностическая, коррекционная, консультационная, управленческая и организацион­ная, рефлексивная (анализ опыта), самообразовательная.

Основное содержание деятельности вузовского преподавателя включает выполнение нескольких функций - обучающей, воспитательской, организаторской и исследовательской. Эти функции проявляются в единстве, хотя у многих преподавателей одна из них доминирует над другими. Наиболее специфично для преподавателя вуза сочетание педагогической и научной работы. Исследовательская работа обогащает внутренний мир преподавателя, развивает его творческий потенциал, повышает научный уровень знаний. В то же время педагогические цели часто побуждают к глубокому обобщению и систематизации материала, к более тщательному формулированию основных идей и выводов. В связи с этим всех вузовских преподавателей можно условно разделить на три группы:

1) с преобладанием педагогической направленности (примерно 2/5 от общего числа);

2) с преобладанием исследовательской направленности (примерно 1/5);

3) с одинаковой выраженностью педагогической и исследовательской направленности (чуть больше 1/3).

Для успешной реализации выше сказанного педагогу необходимо постоянно совершенствовать себя как профессионала, как личность, определять пути достижения профессионализма, закономерности и механизмы достижения вершин индивидуальной и коллективной деятельности, результатом чего является достижение профессионального мастерства, высокого уровня профессионализма.

Профессионализм педагога - это интегральная характеристика личности педагога, предполагающая владение им видами профес­сиональной деятельности и наличие у педагога сочетания профес­сионально важных психологических качеств, обеспечивающих эффективное решение профессиональных педагогических задач по обучению и воспитанию (детей, взрослых обучающихся).

Профессионализм педагога должен отвечать ряду критериев:

    Объективные критерии: эффективность педагогической деятельности (основных ее видов - обучающей, развивающей, воспитательной, а также вспомогательных в труде педагога - диагностической, коррекционной, консультационной, организаторско-управленческой, самообразовательной и др.).

    Субъективные критерии: устойчивая педагогическая нап­равленность (желание оставаться в профессии), понимание ценностных ориентации профессии педагога, позитивное от­ношение к себе как профессионалу, удовлетворенность трудом.

    Процессуальные критерии: использование педагогом соци­ально приемлемых, гуманистически направленных способов, технологий в своем труде.

    Результативные критерии: достижение в педагогическом труде результатов, востребованных обществом (формирование качеств личности учащихся, обеспечивающих их подготовлен­ность к жизни в быстро меняющемся обществе).

Основой профессионализма и профессиональной компетент­ности преподавателя обычно считают педагогическую умелость - владение педагогическими умениями и навыками, обеспечиваю­щими грамотную и педагогически целесообразную организацию педагогического процесса. Более высокой ступенью профессиона­лизма является педагогическое мастерство , которое чаще всего определяют как комплекс специальных умений и навыков, по­зволяющих преподавателю эффективно управлять учебно-воспи­тательной деятельностью студентов.

Профессиональное мастерство преподавателя. Понятие "лекторское мастерство" и его психологическое воздействие на аудиторию. Характеристика основных коммуникативных умений педагога. Основные методы, которые используются ораторами для окончания речи.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Реферат по педагогике

Тема: "Лекторское мастерство и коммуникативная компетентность как психологическая сущность профессионального мастерства".

Оглавление

  • Введение
  • Заключение
  • Список литературы

Введение

Многочисленные исследования ученых и практика показывают, что молодые педагоги, начинающие свою педагогическую деятельность, испытывают трудности в налаживании педагогического общения, взаимоотношений со студентами в сфере личностных контактов.

Будет ли педагогическое общение оптимальным, зависит от педагога, от уровня его педагогического мастерства и коммуникативной культуры. Только преподаватель с соответствующим уровнем мастерства сможет прививать студентам культуру общения. Следует также отметить, что основу педагогического мастерства закладывает коммуникативная компетентность преподавателя. Наряду с основными формами общения преподавателя и студентов мы можем выделить лекционное занятие. Безусловно, успех такой коммуникации будет зависеть от профессионального мастерства преподавателя, а в частности, от его лекторского мастерства.

Проблема коммуникативного взаимодействия преподавателя и учащегося сегодня является актуальной, в связи с чем была выбрана тема реферата:

"Лекторское мастерство и коммуникативная компетентность как психологическая сущность профессионального мастерства".

Цели данной работы:

1) Дать понятие профессиональному мастерству педагога, рассмотреть компоненты профессионального мастерства;

2) Изучить понятие "лекторское мастерство" и его психологическое воздействие на аудиторию;

3) Раскрыть термин "коммуникативная компетентность" и охарактеризовать основные коммуникативные умения педагога.

1. Профессиональное мастерство преподавателя

Проблема педагогического мастерства занимает видное место в исследованиях советских и зарубежных учёных. Большой вклад в разработку проблемы педагогической деятельности и мастерства преподавателей внесли исследования, выполнены под руководством Н.В. Кузьминой, которые позволили выделить ряд закономерностей педагогической деятельности, определить критерии эффективности деятельности преподавателя. В качестве такой модели выступает психологическая структура деятельности преподавателя, представляющая собой взаимосвязь, систему и последовательность его действий, направленных на достижение поставленных целей через решение педагогических задач. В данной структуре находят отражение все умения, необходимые для решения педагогических задач, возникающих в процессе реализации целей педагогической системы, которые соответствуют пяти функциональным компонентам данной структуры: гностическому, проектировочному, конструктивному, коммуникативному иорганизаторскому.

Гностическая деятельность преподавателя прежде всего связана с его умением использовать в своей работе знание методики обучения. Хорошее понимание основных методологических принципов и приёмов является той основой, без которой немыслимо обучение данному предмету.

Проектировочные умения педагога связаны с перспективным планированием. В отличие от проектировочных, конструктивные умения связаны с планированием работы на предстоящем занятии. Эти умения находят отражение прежде всего в поурочных планах преподавателя. К коммуникативным качествам педагога обычно относят постановку голоса, мимику и пантомимику, управление эмоциями, настроением и т.д. К качествам желательным причисляют артистичность, чувство юмора, общительность. К числу необходимых организаторских умений преподавателя относится умение прививать студентам навыки самостоятельной работы, умение применять наглядность, а также умения, связанные с организацией самого учебного материала.

Фундаментом развития профессионального мастерства педагога выступает профессиональное знание. Профессиональные знания обращены, с одной стороны, к дисциплине, которую он преподает, с другой - к учащимся.

Содержание профессиональных знаний составляет знание учебного предмета, его методики, а также педагогики и психологии. На основании профессионального знания формируется педагогическое сознание - принципы и правила, определяющие действия и поступки педагога.

Можно выделить следующие профессиональные знания:

знание своего предмета;

знание психолого-педагогических дисциплин;

знание методики обучения и воспитания;

знание достоинств и недостатков своей личности и деятельности.

Педагогические умения, способствующие овладению педагогической техникой можно условно разделить на две группы:

Первая группа связана с умением педагога управлять своим поведением:

владение своим организмом (мимика, пантомимика);

управление эмоциями, настроением (снятие излишнего психического напряжения, создание творческого самочувствия);

социально - перцептивные способности (внимание, воображение);

техника речи (дыхание, постановка голоса, дикция, темп речи).

Вторая группа связана с умением воздействовать на личность и коллектив и раскрывает технологическую сторону процесса воспитания и обучения:

дидактические, организаторские, коммуникативные умения;

технологические приемы предъявления требований, управления педагогическим общением и пр.

Как уже отмечалось выше (см. введение), одной из проблем в современной системе образования является проблема неправильно организованной коммуникации педагога с учащимися. Это, в первую очередь, связано с связано с отсутствием коммуникативной компетентности преподавателей. Одной из форм коммуникации между преподавателем и учащимися (студентами) является урок или лекционное занятие. Успешное лекционное занятие закладывает основу взаимоотношений между преподавателем и студентами, а также формирует познавательный интерес. В связи с этим в последующих главах мы рассмотрим понятия "лекторское мастерство" и "коммуникативная компетентность" преподавателей. Именно эти понятия составляют психологическую сущность профессионального мастерства преподавателя.

2. Понятие "лекторское мастерство" и его психологическое воздействие на аудиторию

Лекция - своеобразный жанр научного стиля со специфическими признаками: своей терминологией, фразеологией и этикетом, принятым в научной среде. Но лекция в то же время является жанром ораторской речи, отличным от книжного стиля. В академической лекции, излагающей ту или иную науку, раскрываются методы и термины, знание которых совершенно необходимо для студентов. Однако лектор не должен злоупотреблять научной терминологией. Соответственно типологии И.П. Павлова можно определить три основных стиля лекционного преподавания.

1) Лекторымыслительного стиляпри чтении сосредоточивают внимание на содержание, заботятся о максимальной научности изложения. Они не придают большого значения внешней форме лекции.

2) Лекторы художественного стиля в своих лекциях делают упор на изображение целостной картины излагаемого. Лекторы такого стиля обладают ярким образным словом.

3) Лекционный стиль среднего типа объединяет основные черты мыслительного и художественного стиля. Он соединяет в себе богатство содержания, прекрасную композицию лекции и выразительную речь.

Павловская типология людей умственного труда имеет ориентировочный характер. Поэтому было бы ошибкой механически делить всех научных работников на три типа, а лекторов, соответственно, на принадлежащих к трем стилевым группам. Еще хуже, когда лектор сам себя отнесет к какому-нибудь стилю. Но павловская типология лишний раз убеждает нас в том, что в каждой лекции проявляется личность лектора, и это обстоятельство надо учитывать.

Важно все: и содержание, и интонация, и манера изложения, и жесты, и мимика. Необходимо помнить, что почти половина информации передается через интонацию. Одни и те же слова, сказанные по-разному, могут привести к противоположным результатам. Говорить следует достаточно громко, ясно, отчетливо, выразительно и просто, чтобы обеспечить доходчивость, не монотонно, но и не усыпляющими "волнами" (то выше, то ниже).

Эмоциональность выступления должна соответствовать содержанию и учитывать ситуацию.

Максимальная эффективность достигается при гармонии мысли и слова, обеспечивающей логическую перспективу речи и ясность в сочетании с простотой изложения. Чем суше и абстрактнее изложение, ниже его эмоциональность, тем слабее восприятие выступления. Но эмоциональность не ограничивается внешними проявлениями, важны сила и убежденность, которые могут быть подкреплены только внутренней потребностью высказаться, вызванной деловой необходимостью. Недопустимы поучения и нравоучения, но нельзя и льстить аудитории. Говорящий должен принимать во внимание людей, которые будут составлять его аудиторию. Представление об образовании, профессии, возрасте аудитории - это лишь начальные сведения. Они могут помочь сделать из слушателей заинтересованных собеседников. Люди любят, когда к ним обращаются лично, как к партнерам в разговоре.

Непринужденность позы, умение смотреть аудитории в глаза, гибкость и задушевность интонации, шутка и многое другое помогут создать ощущение равновесия и комфорта, вызовут доверие слушающих.

Внимание, несомненно, должно поддерживаться на протяжении всей речи, но завоевать его мы обязаны с самого начала.

Методы, наиболее часто используемые ораторами для окончания речи:

1. Вызов или обращение.

2. Вывод.

3. Цитата.

4. Побуждающий стимул.

5. Личное намерение.

Большинство хороших лекторов использует метод импровизации. Надо подчеркнуть, что при этом речь очень тщательно планируется, но слова никогда не заучиваются на память. Вместо этого лектор откладывает план-конспект и практикуется в громком произнесении речи, меняя слова каждый раз. Тем самым речь его будет такой же выверенной и отшлифованной, как заученная, и, конечно, более выразительной, жизнерадостной, гибкой и спонтанной.

Методические аспекты изложения лекционного текста

От того, как лектор "начитает" текст своей лекции, зависит достижение им дидактических целей. Существуют психологические особенности восприятия устной речи. Лектор должен так излагать материал, чтобы слушатели:

1) понимали информацию;

2) она вызывала бы у них интерес;

3) чтобы они успевали законспектировать воспринятую на слух или визуально информацию - и не механически, а осмысленно;

лекторское мастерство оратор компетентность

4) чтобы имели возможность кратковременной разрядки во время "пиков внимания".

Лекторское мастерство предполагает умение пользоваться текстом лекции.

Знание текста и сценария лекции необходимо для ее успешной интерпретации и одновременного управления работой студентов. Текст регламентирует речевую деятельность преподавателя, не позволяет ему увлекаться, забыв о лимите времени. Необходимо воспитывать в себе умение не только аннотирования, реферирования и конспектирования, но "свертывания" устного изложения без ущерба его информативности, если этого требуют обстоятельства.

Лектору необходимо умение управлять процессом конспектирования.

Студенты, особенно младшекурсники, не умеют писать конспект. Они зачастую просят лектора диктовать им. Их следует учить умению извлекать информацию из устной речи и перерабатывать ее в конспект: вычленять главное, опускать второстепенное, применять аббревиатуры, сокращения и т.д.

Лекторское мастерство, как уже отмечалось, тесно связано с психологией, а именно, с психологией управления аудиторией.

Необходимо знать так же правила логики, которые помогают выбрать наиболее рациональную композицию лекции, создать стройную, непротиворечивую систему аргументов, умозаключений и выводов.

Главная психологическая задача оратора - пробуждать и поддерживать интерес аудитории к произносимым словам.

Пробуждение, формирование, развитие и поддерживание внимания слушателей к речи лектора наряду с удовлетворением их интереса к тематике лекции или выступления - едва ли не самое трудное из слагаемых ораторского искусства.

Как уже отмечалось выше, кризисы внимания наступают через определенные промежутки времени: первый наступает на 15-20-й минутах, второй - на 30-35-й минутах. Ситуация ослабления внимания возникает в любой аудитории, поскольку это психофизиологический процесс.

Психологическое искусство оратора проявляется в умении максимально сгладить кризисные пики оптимальным сочетанием ораторских приемов: переключением внимания, шуткой, оригинальным примером по ходу лекции и т.д.

Результаты социологического опроса показали, что слушатели ценят вилекции, докладе, выступлении различные компоненты:

43% - актуальность тематики, профессионализм;

39% - искренность, правдивость лектора;

32 % - глубину анализа поднятых проблем;

31 % - выразительность речи, остроумие;

19% - логику изложения материала.

Таким образом, мы видим, что в оценочных критериях аудитории сочетаются мотивация, психология восприятия, удовлетворение эстетического чувства. Следовательно, для успешного выступления оратору необходимо сочетание этих слагаемых.

3. Коммуникативная компетенция преподавателя

Вопросам коммуникативной деятельности учителя, его коммуникативным возможностям посвящены многие исследования в области педагогики и психологии (А.А. Леонтьев, В.А. Кан-Калик, Н.В. Кузьмина, А.А. Бодалев и др.), позволяющие определить коммуникативную компетентность как совокупность знаний и умений в области вербальных и невербальных средств для адекватного восприятия и отражения действительности в различных ситуациях общения.

К основным компонентом коммуникативной компетентности как личностного ресурса можно отнести интеллект, общий кругозор, систему межличностных отношений, специальные профессиональные знания, а также потенциал личностного развития и роста в овладении языком и коммуникативной деятельностью.

В основе коммуникативной компетентности лежит педагогическое общение, определяемое как организация деятельности и отношений субъектов образования, нацеленные на реализацию учебных, развивающих и воспитательных задач. Однако, понятие "коммуникативная компетентность" шире, чем "педагогическое общение". Первое представляет собой многофункциональные виды человеческой деятельности в безграничной области общения типа "человек - человек". Педагогическое общение имеет границы, задаваемые задачами учебно-воспитательного процесса, его содержанием и возможными путями их решения. Основными субъектами педагогического общения в сфере профессионального образования являются преподаватель и обучаемый.

Коммуникативная компетентность является сердцевиной профессионализма учителя, потому что общение с детьми составляет сущность педагогической деятельности. Она имеет сложную структуру, складываясь из определенной системы научных знаний и практических умений.

Коммуникативные умения учителя состоит из нескольких блоков:

· социально-психологический блок

К социально - психологическому блоку относится умение располагать учащихся к общению, производить благоприятное впечатление (самопрезетнационное умение), рефлексировать, понимать своеобразие каждого ребенка и группы, использовать психологические средства -

вербальные, невербальные, психологические механизмы коммуникативного воздействия.

· Нравственно-этический блок

В структуру нравственно - этического блока входят умения строить общение на гуманной, демократической основе, руководствоваться принципами и правилами профессиональной этики, утверждать личностное достоинство каждого ребенка.

· Эстетический блок

В эстетический блок входят умения: гармонизировать внутренние и внешние личностные проявления, быть артистичным, эстетически выразительным. Приобщать учащихся к высокой культуре общения, активизировать их эмоциональный тонус и оптимистическое мироощущение, переживание радости общения, чувства прекрасного.

· Технологический блок

В структуру технологического блока входят умения: использовать учебно-воспитательные средства, методы, приемы, стиль руководства общением, соблюдать педагогический такт.

Органически сочетать коммуникативное и предметное взаимодействие, обеспечивать его воспитательную эффективность.

Специфическим личностным качеством учителя в структуре коммуникативной компетентности является педагогическая коммуникабельность.

Существенным признаком педагогической коммуникабельности является личностная аттракция (от лат. аttrachere-привлекать, притягивать) учителя как предпосылка переживания радости общения с детьми.

К ведущим признакам педагогической коммуникабельности можно отнести следующее:

1. Потребность в общении с детьми;

2. Его положительная эмоциональная тональность;

3. Доминирующее переживание чувства удовлетворения им;

4. Взаимная личностная аттракция (учителя и учащихся);

5. Понимание детей, способность устанавливать индивидуальные и групповые контакты;

6. Конструктивное решение межличностных противоречий;

7. Гуманизм и демократизм общения;

Таким образом мы видим, что понятие "коммуникативной компетентности” напрямую связано с профессиональным мастерством преподавателя, и является средством достижения педагогического мастерства. Коммуникативная компетенция включает в себя разносторонние коммуникативные умения и навыки, которые являются психологическим инструментом для достижения целей обучения в полном объёме.

Заключение

В ходе изучения данной темы мы пришли к следующим выводам:

1) Фундаментом развития профессионального мастерства педагога выступает профессиональное знание. А знания, в свою очередь, порождают умения. Существует 2 группы умений, которыми должен обладать педагог-мастер: первая группа связана с умением педагога управлять своим поведением, вторая группа - с умением воздействовать на личность и коллектив.

Соответственно, лекторское мастерство и коммуникативная компетентность являются основами профессионального мастерства педагога.

2) Успешное лекционное занятие закладывает основу взаимоотношений между преподавателем и студентами, а также формирует познавательный интерес. Кроме того, лекторское мастерство напрямую связано с психологией управления аудиторией. Поэтому очень важно, чтобы преподаватель в полной мере овладел искусством лекторского мастерства.

3) Понятие "коммуникативной компетентности” напрямую связано с профессиональным мастерством преподавателя, и в некоторой степени является средством достижения педагогического мастерства. Коммуникативная компетенция включает в себя разносторонние коммуникативные умения и навыки, которые являются психологическим инструментом для достижения целей обучения в полном объёме.

Список литературы

1) Буланова-Топоркова М.В. Педагогика и психология высшей школы, учебное пособие. - Ростов н/Д: Феникс, 2002.

2) Жуков Ю.М., Петровская Л.А. Растянников П.В. Диагностика и развитие компетентности в общении: спецпрактикум по социальной психологии. М., 1990.

3) Рыданова И.И. Основы педагогического общения. - М., 1998.

4) Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. - М.: Аспект Пресс, 1995.

5) Станкин М.И. Слагаемые педагогического мастерства. // СПО No 9, 1996

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Понятие "педагогическая деятельность" и состав ее функций. Социономическая исполнительская метадеятельность. Подходы к деятельности педагога как к творческому процессу. Личностные качества педагога. Основные характеристики педагогического мастерства.

    презентация , добавлен 16.02.2014

    Проблема формирования педагогического мастерства преподавателя вуза, типы преподавателей. Особенность педагогической деятельности, связанной со спецификой её объекта, которым является человек. Проблема соотношения творчества педагога и алгоритма действий.

    статья , добавлен 08.10.2009

    Общие требования к оратору, лектору. Комплекс трудностей публичной речи. Содержание, идейная направленность лекции. Знание законов общения, управления аудиторией. Совершенствование лекторского мастерства. Основые типы ораторов, их характерные особенности.

    реферат , добавлен 08.10.2009

    Формирование артистизма как основа профессионального педагогического мастерства. Специфика педагогической работы. Быстрое и гибкое реагирование на возникающие педагогические задачи. Сопоставительная характеристика педагогического и актерского мастерства.

    реферат , добавлен 22.06.2012

    Сущность и основные функции педагогической деятельности. Индивидуально-психологических особенности личности учителя. Понятие о педагогической позиции. Педагогическое мастерство, профессионализм и педагогическая техника. Мастерство учителя на уроке.

    презентация , добавлен 15.01.2015

    Анализ педагогической литературы по проблеме актерского мастерства преподавателей. Рассмотрение основных проблем молодых специалистов. Разработка тренинга "Педагогическое и актерское мастерство", выявление особенностей и специфики его проведения.

    дипломная работа , добавлен 15.08.2014

    Сущность анализа урока: цель, этапы, виды, содержание. Педагогическое мастерство - комплекс личностно-деловых качеств и профессиональной компетентности учителя. Педагогический анализ как функция управления школой, его роль в повышении мастерства учителя.

    курсовая работа , добавлен 26.03.2011

    Сущность понятия "методическое мастерство", структура, основные компоненты и этапы становления. Элементы методической культуры. Инновационные аспекты в повышении методического мастерства. Диагностика методического мастерства учителей иностранного языка.

    дипломная работа , добавлен 06.07.2012

    Система работы К.Д. Ушинского. Педагогическое мастерство в понимании А.С. Макаренко. Особенности современной школы и ее влияние на формирование педагогического мастерства учителя. Типы профессиональных знаний. Роль женщины в воспитании и обучении детей.

    курсовая работа , добавлен 28.04.2014

    Сущность профессионального мастерства специалиста культуры. Основные уровни профессиональной компетентности специалиста. Знакомство со способами повышения профессионального мастерства: академическое образование, информационные технологии, конкурсы.

Миркина Инна
Педагогическое мастерство. Профессиональный рост и профессиональное мастерство педагога

Что такое педагогическое мастерство ? Тысячи педагогов дадут своё определение. Начинающие свой педагогический путь за основу формирования педагогического мастерства принимают научно- теоретические знания, практические знания и умения и навыки, усвоенные в педагогических учебных заведениях , внутреннюю мотивацию и активную творческую деятельность. Когда молодой педагог стремится ко всему новому, самостоятельно пополняет запас своих знаний, настойчиво овладевает новыми достижениями педагогики и методик , анализирует свою деятельность. Для тех. у кого за плечами большой опыт, мастерство воспринимается более конкретно- это то, чего педагогу недостаёт , по его мнению. Но каждый понимает, что мастерство-это определённая педагогическая вершина к которой он стремится.

Мастерство для педагога - определённая педагогическая вершина , к которой он стремится. «Мастер » (начальник, учитель) человек, достигший в своём деле высокого уровня творчества и совершенства.

Мастерство - высший уровень профессионализма , индивидуальный творческий процесс, комплекс качеств личности, которые предопределяют высокий уровень профессиональной педагогической деятельности .

Общие компоненты педагогического мастерства :

1. Личностные качества педагога : ответственность, трудолюбие, высокий моральный облик, педагогическая справедливость , любовь к детям, терпение, оптимизм, чувство юмора,педагогические способности и профессиональная направленность .

2. Профессиональные знания : знания методики педагогики , психологии, умение решать педагогические задачи , углубленные знания в области преподаваемого предмета.

3. Профессиональная педагогическая техника- умения навыки и приёмы помогающие управлять процессом воспитания.

Умение педагога управлять своим поведением, саморегуляция как организованный психический процесс управления всеми формами и видами активности, направленной на достижение выбранной цели.

Педагогическая техника как умения и саморегуляция (управление эмоциями и настроением) мимика, жесты, пантомимика -как средства общения с воспитанниками, их родителями, коллегами, техника речи (дыхание, постановка голоса, дикция, темп речи, умение воздействовать на личность и коллектив.

4. Социально - перцептивные способности- способности, позволяющие понимать субъекта педагогического воздействия на основе чувственного восприятия (внимание, наблюдательность, воображение) .

5. Профессиональный рост и профессиональное самосовершенствование педагога (личностное развитие, совершенствование личности воспитателя, самовоспитание- формирование человеком своей личности в соответствии с поставленной целью (самопознание, самонаблюдение, самооценка, достижение цели,самопобуждение, самоорганизация, самоконтроль).

Делаем вывод :

Основой развития педагогического мастерства являются знания профессиональной направленности и личность педагога , а условием успешности педагога являются педагогические способности и умения в области педагогической техники .

Публикации по теме:

Деловая игра «Педагогическое мастерство - высший уровень педагогической деятельности» СЛАЙД 1. Тема: «Педагогическое мастерство - высший уровень педагогической деятельности». Цели: выявить уровень профессиональной подготовленности.

Карта анализа «Профессиональное мастерство воспитателя по театрализованной деятельности» Карта анализа «Профессиональное мастерство воспитателя по театрализованной деятельности»1. Умение педагога мотивировать на театрализованную.

Деловая игра «Педагогическое мастерство» ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ Тема: «Педагогическое мастерство» Форма проведения: Деловая игра Цель педсовета: выявить уровень профессиональной.

Педагогическое мастерство –высший уровень педагогической деятельности в связи с введением ФГОС. Что же такое педагогическое мастерство? Это высший уровень педагогической деятельности, проявляющийся в творчестве педагога, в постоянном.

Педагогическое эссе «Миссия педагога» ФЕСТИВАЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА - 2015 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ЭССЕ «Миссия педагога» Машарова Н. А., воспитатель МБДОУ «Детский сад № 113».

Профессиональное здоровье педагога: как его сохранить и укрепить? Быть здоровым - Это значит производительно и творчески работать, обладать способностью самому находить в себе резервы эффективной жизнедеятельности.

Профессиональный стандарт педагога как способ повышения его профессиональной компетентности Профессиональный стандарт педагога как способ повышения его профессиональной компетентности. «20 сентября 2013 года, Советом по профессиональным.


Самое обсуждаемое
Практическое применение Явления полного отражения Практическое применение Явления полного отражения
Православные школы: достижения и проблемы Православные школы: достижения и проблемы
Формы глаголов в английском языке Формы глаголов в английском языке


top